Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Философия техники П.К.Энгельмейера

Этимология слова "инженер" тоже весьма любопытна. "Латинское слово ingenium, из которого произошло итальянское ingegno, французское ingenieux и английское enginuos, означает почти тоже, что древнее русское слово "измысленный", т.е. "искусно выполненный", вместо которого теперь осталось слово "измышление", т.е. умение найтись в разных практических ситуациях. Англичане до сих пор называют engineerom всякого техника и перенесли это слово и на машину - engine" .

Таким образом, размышляя об инженерной деятельности как своего рода искусстве, Энгельмейер естественно приходит к выводу о том, что на долю инженера выпадает "деятельность творческая и направляющая, на долю техника - исполнение". Впервые, именно в данной работе, вводится взаимосвязь технико-экономических показателей. "Техника - пишет Энгельмейер - относится к экономике как полезность (потребительная ценность) к ценности (меновой)" . Следующим шагом явилась книга "Теория творчества", вышедшая в 1910 г. Предисловия к ней были написаны Д. Овсянико-Куликовским и Э.Махом. Овсянико-Куликовский подчеркивает, что особую ценность представляют проводимое в книге сближение творчества технического с научным и художественным. Э.Мах, в свою очередь, дает такую оценку: "Когда общепринятые представления и точки зрения одной области переносятся в другую область, то это всегда оживляет эту последнюю, обыкновенно даже обогащает ее и способствует ее развитию" .

В этой работе Энгельмейер уже не ограничивается вопросами изобретательства. Он разрабатывает основы новой науки "эврилогии" - науки о творчестве. Разбираются проблемы природы творческого процесса не только в технике, но и в науке, религии и искусстве.

Основное место в книге занимает "теория трехакта", состоящего из трех стадий: желания, знания и умения. В первом акте изобретение предполагается, во втором доказывается, в третьем осуществляется. Поэтому, в первом акте все начинается с интуитивного появления гипотетической идеи. Во втором акте разрабатывается план, изобретение преобразуется в логическое представление. Третий акт не связан непосредственно с творчеством. Выполнение плана может быть поручено соответствующему специалисту. Гениальность проявляется в первом акте, талант во втором, прилежание в третьем.

И в этой работе Энгельмейер возвращается к определению понятия "техника". В частности, он ссылается на такие слова Рибо из трактата о "Творческом воображении": "Если бы можно было бы установить баланс тому, сколько воображения человечество затратило и воплотило с одной стороны в области эстетической, а с другой в области технической и механической, то итог склонился бы на сторону последней."

Далее Энгельмейер проводит классификацию искусств на изящные (эстетические) и полезные (утилитарные). Основываясь на этой классификации, он отвечает на вопрос "что такое польза?", следующим образом. "Полезно все то, что облегчает достижение намеченной цели, . все то, что увеличивает производительность труда. Но это как раз и есть функция и основная цель техники, как профессии и как искусства" . Исходя из этого он дает определение техники, как искусства, направленного на пользу, в противоположность художеству, направленному на красоту.

Своеобразным социально-техническим исследованием может быть названа работа П.К.Энгельмейера "Творческая личность и среда в области технических изобретений" .

"Творческая сила и среда - это две силы враждебные, но необходимые для прогресса", - пишет Энгельмейер. Ему удалось верно сформулировать основное противоречие инновационного процесса, рассматривая взаимодействие среды и личности как борьбу двух стихий: "Творческая личность не может молчать о том, что для нее очевидно, но и масса не может не следовать законам инерции" .

Переходя впоследствии к вопросу о "здоровом изобретении", то есть изобретении, имеющем "внутренний и наружный успех", и "больном изобретении", связанном с "внутренним и наружным неуспехом", Энгельмейер ставит один из ключевых вопросов, связанных с целым комплексом социально- психологических проблем: "Счастье ли быть изобретателем?" Отвечает же он на него не общими рассуждениями, а вполне конкретно. "Счастливым бывает изобретатель только тогда, когда зараз стекаются следующие условия: 1) творческий гений, 2) необходимые познания, 3) мастерство в обращении с материей, 4) коммерческая жилка и знание людей и 5) удача".

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше о технологиях >>>

В поисках инерцоида
Многие века люди относились к массивным телам как своеобразным складам движения – сколько в них вложишь, столько и вернешь. Но вот родилась дерзкая надежда превратить склады в источники: нельзя ли так пошевелить грузами на тележке, чтобы та поехала сама собой, за счет внутренни ...

Экспериментальное исследование нелинейных эффектов в динамической магнитной системе
Цель нашей работы заключалась в экспериментальном исследовании физических эффектов, возникающих в системе с вращающимися постоянными магнитами [1] и изучении сопутствующих эффектов. Построенную нами экспериментальную установку будем далее по тексту называть конвертором. Вся лаб ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512