Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Философия техники П.К.Энгельмейера

В области техники интересы его были разносторонни. В 1912 г. выходит третье издание практического руководства "Автомобиль. Мотоциклет. Моторная лодка", в котором приводится исторический очерк об автомобилях с рисунками и фотографиями . Он сам совершает автопробег из Парижа в Москву с сыном Володей . С 1909 г. Энгельмейер преподает курс автомобилестроения, а в 1916 г. выпущено, вероятно, одно из первых учебных пособий в России, посвященных комплексному обучению автоделу - "Катехизис шофера" . В 1930 г. он выпускает вместе с соавторами специальное издание, посвященное конструктивным особенностям моторных лодок . А в начале тридцатых годов представляет на 30 машинописных страницах проект Дворца техники, который предполагалось построить на базе Политехнического музея в Москве . Много работал П.К.Энгельмейер и над вопросами, связанными с изобретательством. В 1897 г. он публикует руководство для изобретателей "Изобретения и привилегии" с приложениями, в которые вошли: закон о привилегиях и дополнения к нему, а также указания для оформления документов . Любопытно, что вместо предисловия Энгельмейер помещает письмо, адресованное ему графом Л.Н.Толстым, выдержка из которого приведена ниже.

"Милостивый Государь Петр Климентич! . Я просмотрел присланные Вами листы Вашей книги. Цель ее очень хорошая. Меня каждый год посещают несколько человек таких изобретателей, и всегда бывает очень жалко ненормального душевного состояния, в котором они большей частью находятся, вследствие неестественного напряжения дурно направленных умственных способностей.

Ваша книга может принести пользу тем из них, которые еще не потеряли способности критически относиться к своим проектам, и потому желаю ей успеха.

С совершенным уважением, Ваш покорный слуга Лев Толстой".

Текст этого письма будет более понятен, если раскрыть само руководство. В нем рассматриваются не столько формальные стороны изобретательской деятельности, сколько морально-этические и социально-психологические аспекты этого процесса. Энгельмейер подробно, на базе конкретных примеров, разбирает такие вопросы, как "Соперничество между изобретениями", "Неудачи изобретений" , "Изобретение вечного движения" .

В дальнейшем он дополнил эту работу изданием, в котором ввел целый ряд разделов, посвященных "привилегированию изобретений", то есть, говоря современным языком, охране интеллектуальной собственности . Это руководство фактически является и энциклопедией, и инструкцией для изобретателя. Кроме основных разделов, в которых дано представление об изобретениях как "объектах права собственности", и "достижении возможно большого объема права", в приложении даются примеры "судебных процессов по привилегиям на изобретения, по товарным знакам и рисункам". Это издание и в настоящее время может служить прекрасным пособием для курса "Патентное право".

Не чужд был Петр Климентьевич и участию в общественной жизни России. В 1898 г. он издает беспрецендентную по своей гражданской смелости работу "Критика научных и художественных учений графа Л.Н.Толстого". Следует учесть, что в тот год Энгельмейеру было 43 года, и как общественный деятель он был известен только в кругу специалистов. Толстому же в это время исполнилось уже 70 лет, и он был в расцвете своей мировой славы. Не останавливаясь на собственно критических замечаниях, высказанных Энгельмейером в адрес Л.Н.Толстого, отметим некоторые основные положения данной работы. Ее главным достоинством является попытка увидеть взаимосвязь между такими основными духовными направлениями деятельности человека, как искусство, наука и техника.

Но дадим слово самому Энгельмейеру. Вот, что он пишет в главе четвертой, посвященной искусству. "Когда ученый создает новое понятие, новый закон, он начинает, как художник, с интуиции. Является гипотеза. Потом он перерабатывает гипотезу мышлением, по научному. Но художественный элемент не исчезает . Возьмем закон всемирного притяжения Ньютона. В нем видны оба элемента: наглядный художественный образ невидимой но реальной силы, действующий между телами через космическое пространство, и научная умственная формула количественного действия этой силы . Если великие научные сочинения . Ньютона, Лапласа, Дарвина глубоко художественны, то и наоборот, влияние художественного произведения, как Библия, Одиссея, творения Шекспира ., глубоко мудры и поучительны и зачастую учат тому, что недоступно науке, учат так, что понимание прямо как бы вливается в самую сокровенную суть мироздания. Вот что называется откровением . Вот образ и подобие Божие в человеке" .

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше о технологиях >>>

Стратегия «золотой середины»
Выработанная веками народная мудрость, правило поведения или закон природы? Ниже я постараюсь показать, что это такой же универсальный закон природы как, скажем, закон всемирного тяготения. Понятие золотой середины далеко не ново. О нем писали еще Конфуций (551...479 до н.э. ...

О вращении электрона
Как известно [1], основанием для введения в физику квантовых постулатов в начале XX века послужило абсолютное несоответствие результатов ряда фундаментальных экспериментальных открытий в области микромира устоявшимся воззрениям на предполагаемые свойства объектов микромира. А и ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512