Философия техники П.К.Энгельмейера
Еще одним подтверждением активной гражданской позиции П.К.Энгельмейера может служить его выступление на Третьем Съезде Русских Деятелей по техническому и профессиональному образованию в России, проходившем в декабре 1903 - январе 1904 гг. Выступая на секции "Школы и курсы для рабочих", с докладом "О необходимости предварительной грамотности для технического образования", он особо подчеркивал важность для успешного развития страны и воспитания высококвалифицированных инженеров, техников и рабочих, обучения грамоте широких слоев населения. В подтверждение своих слов о влиянии грамотности на промышленный потенциал страны он приводит данные 1899 г. о проценте грамотных новобранцев в разных странах:
Сербия - 25%
Швеция - 97,8%
Германия - 99,8%
Россия - 45%
Дания - 99,6%
Швейцария - 99,9%
Все, что было сказано ранее о работах П.К.Энгельмейера, важно и актуально до настоящего времени. Однако своего апогея в развитии идей, относящихся к "философии техники", он достигает в своем фундаментальном труде с одноименным названием . Появлению четырех выпусков "Философии техники" предшествовал длительный путь осмысления роли "технического" в общественной жизни людей.
Первой публикацией Энгельмейера в этом направлении можно считать отдельный выпуск издания журнала "Техника" под названием "Экономическое значение современной техники" . В этой относительно небольшой работе Энгельмейером предпринимается попытка уйти от традиционного взгляда на технику как на объект только практической, прагматической деятельности. Не случайно подзаголовок к работе обозначен как "Точка зрения для оценки успехов техники".
Прежде всего, в первой части работы, рассматривается само понятие "техника". На вопрос, "что такое техника", Энгельмейер отвечает следующим образом: "Слово "техника" мы здесь употребляем и будем употреблять в самом широком смысле, а именно означаем им все человеческие знания, направленные на практические цели, также все умения. Таким образом, в понятие "техника" входят, во-первых, все прикладные науки, как-то: прикладная механика, физика, химия, во-вторых, так называемые дисциплины, как-то: . технология, архитектура, искусство инженерных построек, . в третьих, все ремесла, в четвертых технология сельского хозяйства. Вся совокупность этих знаний и умений, т.е. техника, имеет целью увеличивать производительность человеческого труда . Объясняя смысл вышеприведенного определения, Энгельмейер пока еще не отступает от общепризнанной в то время позиции, а именно: "она [техника] учит взамен собственных ограниченных сил брать силы из природы и владеть ими".
Во второй и последующих частях работы, последовательно прослеживается возникновение "власти над силами природы", появление машин и энергетический принцип действия , раскрывается на конкретных примерах смысл "аккумуляции энергии", сравниваются различные типы "аккумуляторов".
Таким образом, несмотря на то, что в "Экономическом значении современной техники" техника анализируется с различных позиций: исторической (от первобытного человека до современника), машинной (машина - как источник преобразований) и энергетической, - основное внимание все же уделено чисто утилитарным проблемам развития техники. Попытка сформулировать некоторую философскую концепцию "раннему Энгельмейеру" явно не удалась.
Тем интереснее воспринимается материал следующей работы П.К.Энгельмейера в этом направлении, вышедшей спустя десять лет - "Технический итог XIX-го века" . Внешне, по оглавлению, данная работа весьма сходна с уже рассмотренной. Однако это только формальное сходство. В "Техническом итоге ." Энгельмейер впервые выходит на действительно философский уровень. Проследить это можно, вновь обращаясь к определению понятия "техника".
Считая, что такие основные понятия как: "техника", "инженер", "механик", "машина" в сущности не изменили свое значение со времен древних греков и римлян, Энгельмейер напоминает, что греческое слово и латинское techna употреблялись и в промышленности и в торговле, в ремесле и в искусстве, в риторике, медицине, науке и литературе. Причем отмечается, что по латыни technikus чаще всего обозначало учителя искусств, а наравне с этим и практического дельца. Вообще же эти слова всегда обозначали умение и средства, необходимые для достижения какой-либо цели.
Немного больше о технологиях >>>
Экспериментальное исследование нелинейных эффектов в динамической магнитной системе
Цель
нашей работы заключалась в экспериментальном исследовании физических эффектов,
возникающих в системе с вращающимися постоянными магнитами [1] и изучении
сопутствующих эффектов. Построенную нами экспериментальную установку будем
далее по тексту называть конвертором. Вся лаб ...
В поисках инерцоида
Многие
века люди относились к массивным телам как своеобразным складам движения –
сколько в них вложишь, столько и вернешь. Но вот родилась дерзкая надежда
превратить склады в источники: нельзя ли так пошевелить грузами на тележке,
чтобы та поехала сама собой, за счет внутренни ...