Философия техники П.К.Энгельмейера
Еще одним подтверждением активной гражданской позиции П.К.Энгельмейера может служить его выступление на Третьем Съезде Русских Деятелей по техническому и профессиональному образованию в России, проходившем в декабре 1903 - январе 1904 гг. Выступая на секции "Школы и курсы для рабочих", с докладом "О необходимости предварительной грамотности для технического образования", он особо подчеркивал важность для успешного развития страны и воспитания высококвалифицированных инженеров, техников и рабочих, обучения грамоте широких слоев населения. В подтверждение своих слов о влиянии грамотности на промышленный потенциал страны он приводит данные 1899 г. о проценте грамотных новобранцев в разных странах:
Сербия - 25%
Швеция - 97,8%
Германия - 99,8%
Россия - 45%
Дания - 99,6%
Швейцария - 99,9%
Все, что было сказано ранее о работах П.К.Энгельмейера, важно и актуально до настоящего времени. Однако своего апогея в развитии идей, относящихся к "философии техники", он достигает в своем фундаментальном труде с одноименным названием . Появлению четырех выпусков "Философии техники" предшествовал длительный путь осмысления роли "технического" в общественной жизни людей.
Первой публикацией Энгельмейера в этом направлении можно считать отдельный выпуск издания журнала "Техника" под названием "Экономическое значение современной техники" . В этой относительно небольшой работе Энгельмейером предпринимается попытка уйти от традиционного взгляда на технику как на объект только практической, прагматической деятельности. Не случайно подзаголовок к работе обозначен как "Точка зрения для оценки успехов техники".
Прежде всего, в первой части работы, рассматривается само понятие "техника". На вопрос, "что такое техника", Энгельмейер отвечает следующим образом: "Слово "техника" мы здесь употребляем и будем употреблять в самом широком смысле, а именно означаем им все человеческие знания, направленные на практические цели, также все умения. Таким образом, в понятие "техника" входят, во-первых, все прикладные науки, как-то: прикладная механика, физика, химия, во-вторых, так называемые дисциплины, как-то: . технология, архитектура, искусство инженерных построек, . в третьих, все ремесла, в четвертых технология сельского хозяйства. Вся совокупность этих знаний и умений, т.е. техника, имеет целью увеличивать производительность человеческого труда . Объясняя смысл вышеприведенного определения, Энгельмейер пока еще не отступает от общепризнанной в то время позиции, а именно: "она [техника] учит взамен собственных ограниченных сил брать силы из природы и владеть ими".
Во второй и последующих частях работы, последовательно прослеживается возникновение "власти над силами природы", появление машин и энергетический принцип действия , раскрывается на конкретных примерах смысл "аккумуляции энергии", сравниваются различные типы "аккумуляторов".
Таким образом, несмотря на то, что в "Экономическом значении современной техники" техника анализируется с различных позиций: исторической (от первобытного человека до современника), машинной (машина - как источник преобразований) и энергетической, - основное внимание все же уделено чисто утилитарным проблемам развития техники. Попытка сформулировать некоторую философскую концепцию "раннему Энгельмейеру" явно не удалась.
Тем интереснее воспринимается материал следующей работы П.К.Энгельмейера в этом направлении, вышедшей спустя десять лет - "Технический итог XIX-го века" . Внешне, по оглавлению, данная работа весьма сходна с уже рассмотренной. Однако это только формальное сходство. В "Техническом итоге ." Энгельмейер впервые выходит на действительно философский уровень. Проследить это можно, вновь обращаясь к определению понятия "техника".
Считая, что такие основные понятия как: "техника", "инженер", "механик", "машина" в сущности не изменили свое значение со времен древних греков и римлян, Энгельмейер напоминает, что греческое слово и латинское techna употреблялись и в промышленности и в торговле, в ремесле и в искусстве, в риторике, медицине, науке и литературе. Причем отмечается, что по латыни technikus чаще всего обозначало учителя искусств, а наравне с этим и практического дельца. Вообще же эти слова всегда обозначали умение и средства, необходимые для достижения какой-либо цели.
Немного больше о технологиях >>>
Применение световода на уроках физики
Школьник понимает физический опыт только
тогда хорошо, когда он его делает сам. Но еще лучше он понимает его, если сам
делает прибор для эксперимента.
П.Л.Капица
Физический эксперимент... Постановка его на
уроке позволяет учителю не только подробно рассмотреть физические я ...
Опыты Араго и теория Френеля
Современная
наука не отрицает истинности Френелевской формулы частичного увлечения эфира
движущимися телами (средами) – «...и сейчас одного из наиболее важных явлений в
движущихся телах» [1]. В современной теории относительности формула Френеля
рассматривается как частный случа ...





