Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Некоторые этапы самоорганизующихся процессов

Напоминаем, что высказанные нами положения ни в коем случае не претендуют на полное раскрытие самоорганизующихся процессов в природе, и не являются истиной в "конечной инстанции". Обозначенные этапы, вероятно, отражают лишь очень грубую схему сложнейшего процесса. Необходимо глубокое изучение и выявление конкретных механизмов самоорганизации и саморазвития в природе. Эта работа, вероятно, потребует усилий нескольких поколений исследователей. А сейчас пока можно обратить внимание на то, что известный в теории решения изобретательских задач — ТРИЗ, закон приближения к идеалу не есть выдумка человека, это есть частный случай проявления великого закона саморазвития и самоорганизации материи. И чем полнее и эффективнее мы задействуем понятие "идеальности" при создании новых систем, в которых "все делается само", тем в большей степени мы используем самоорганизующиеся процессы, а значит, в большей степени согласовываемся с природой. Этим же этапам саморазвития соответствуют законы единства противоречий, передачи функции надсистеме, динамизации, переход на микроуровень и другие.

Развивать, чтобы уничтожить…

Дорога к истине заказана

Не понимающим того,

Что суть непросто глубже разума,

Но вне возможностей его.

Теперь, когда мы немного познакомились с основными принципиальными положениями (этапами) процессов саморазвития, а так же с некоторыми законами развития технических систем и увидели, что они созвучны, мы можем подумать и о том, какой же будет техника далекого будущего.

Размышляя с этих позиций многие, придут к парадоксальной мысли — если развивать и тем самым приближать нашу современную технику к ее идеалу, то она должна исчезнуть. Произойдет это не потому, что мы вдруг откажемся от техники, как таковой, и вернемся к первобытному состоянию, а потому, что функцию техники возьмут на себя природные элементы. Все вокруг нас, начиная от нижнего белья, жилища, автомобиля и кончая суперкомпьютерами, — все это созданные нами искусственные системы, без которых не мыслима наша жизнь. Отказаться от всего этого мы уже не можем, но и продолжать так жить, все более отдаляясь от природы, мы тоже не можем. Что же делать?

Давайте немного порассуждаем. Техника это своеобразное "продолжение" наших человеческих органов. Например, ходули, тележки, коляски, автомобили и другие устройства передвижения — это наши ноги. Молоток, лопата, мотыга, бульдозер, подъемный кран — это наши руки. Кусачки, дробилки, мельницы — наши зубы. Очки, микроскоп, телескоп, фотоаппарат, видеокамера — это глаза. Телефон, радио, магнитофон, компьютер — наши уши, голосовые связки, мозг. И так далее и так далее. Благодаря техническим системам человек стал в десятки и сотни раз быстрее перемешаться в пространстве, останавливать реки, сносить горы, видеть и слышать за тысячи километров, запоминать огромные объемы информации и мгновенно принимать решения. Разве может теперь человек отказаться от могущества, которое ему дает техника? Конечно, нет. Более того, он продолжает и будет продолжать ее развивать, так как это увеличивает его возможности. Но, увлекшись достижением своих целей, человек грубо и, вероятно, не всегда осознанно вмешивается в самоорганизующие природные процессы.

Наказание возникает неотвратимо. В городах с развитой промышленностью и автомобильным движением, люди задыхаются от промышленных выбросов и выхлопных газов. Неправильно выполненные мелиоративные работы приводят к засолению почвы, на которой уже ничего в течение многих сотен лет, расти не будет. Повальное и бесконтрольное лечение сильными антибиотиками привело к тому, что заболеваний стало больше. И так во многом. Если мы и впредь таким же образом будем "развивать" свое могущество, то вскоре окончательно "победим" природу и исчезнем вместе с ней. Быть может, мы еще как-то попытаемся сохранить себя, создавая новую искусственную среду обитания, так называемый "безприродный технический мир". Но чтобы жить в нем достаточно долгое время, мы должны будем ввести в него все те же самоорганизующиеся и саморазвивающиеся процессы, то есть будем повторять прежнею, нами уничтоженную природу. А затем все повторится с начала…

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Немного больше о технологиях >>>

Применение световода на уроках физики
Школьник понимает физический опыт только тогда хорошо, когда он его делает сам. Но еще лучше он понимает его, если сам делает прибор для эксперимента. П.Л.Капица Физический эксперимент... Постановка его на уроке позволяет учителю не только подробно рассмотреть физические я ...

Может ли энергия быть отрицательной
подробно не рассматривался. Считалось, что он слишком сложен для учеников средней школы. В то же время «по умолчанию» ученики (да нередко и учителя) полагают, что энергия может быть только положительной величиной. Это приводит к недоразумениям при анализе преобразования энергии ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512