Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Эволюция представлений о ландшафте

География

Две картины мира

Наивная картина мира создавалась и сохранялась в устной "простонародной" традиции, в эпосе, а научную картину интеллектуалы фиксировали в памятниках мысли, поначалу в мифах.

Эпическое пространство есть однородное пространство действия героев, все остальное просто не существует. Часть мира, где обитают враги героев, представлена как нечто враждебное (горы враждебны жителю равнины, море обитателя суши населено чудовищами) .

В средние века на парусах рисовали кресты, чтобы оградить моряков от морских чудовищ.

Эпическое пространство замкнуто, обязательно имеет центр, состоит из локусов (поселений, городов с дворцами - центров власти), имеющих одинаковую (родную) природу. Пространство между локусами, включая дороги, не заслуживает внимания. Эпическое пространство отделяет его обитателей от остального мира не только по месту, но и во времени. Пространство за пределами эпической родины есть источник опасности, вражды, бедствий и не имеет структуры.

(Знакомый взгляд?)

В античности география стала уже частью не мифологии, а философии. "География есть линейное изображение всей ныне известной нам части Земли со всем тем, что в ней находится. … География изображает известную нам землю единой и непрерывной, показывает ее природу и положение в виде самых общих очертаний, отмечая заливы, большие города, народы, реки и остальное, наиболее достопримечательное в каждом роде" (Клавдий Птолемей). На долю хорографии выпало составление детальных перечней объектов, представляющих практический интерес.

Первые карты были созданы в Древней Греции.

Гиппарх ввел в научный оборот понятия широты и долготы. Птолемей разработал математические основы картографии.

В средние века география служила учебным материалом при толковании священных книг. Географические карты были ориентированы не на север, как привычно для нас, а на восток - на Святую землю. Наверху размещали гору (место рая), с которой стекали Нил, Тигр, Евфрат и Ганг.

В V веке Макробий описал шарообразную Землю с четырьмя материками и пятью широтными климатическими поясами. На трех недоступных материках живут антиподы. Жить можно только в двух умеренных поясах.

В VI веке Исидор Севильский создал энциклопедию "О природе вещей" , представлявшую "в соответствии со Священным Писанием и творениями отцов церкви все человеческое знание". Объяснения Исидора этимологичны, то есть мифосемантичны. Этимологизм позволяет отождествлять понятия из различных понятийных сфер, обходя различия в их содержании (этот прием мы используем и сегодня): библейские сведения ловко преподносятся как аллегории. Природные явления происходят в космосе (!). Рай находится в Азии, поэтому она описана первой. Африка и Европа описаны по старшинству сыновей Ноя.

Исидор ввел "колесные" (круглые) карты: круг земель (orbis terrarum) назван так из-за своей округлости, которая такова же, как у колеса.

Сплав христианской догматики и античного рационализма в дальнейшем стал еще совершеннее. Бэда Досточтимый (VII в.) в энциклопедии "О природе вещей" уже представляет природу как организованную совокупность причин и следствий.

Все воды, окружавшие материки, наполнявшие реки и заполнявшие пустоты в земле, были объединены в целостную систему, все воды неведомыми путями возвращаются в бездну, их породившую; уровень моря не повышается. Горы до потопа не существовали, они возникли в результате эрозии почвы, подъема некоторых участков во время землетрясений и под воздействием ветров. Ветер, проникший в недра, вызывает еще и извержение вулканов.

Косьма Индикоплов (VI век, Византия) со своим представлением о Земле в форме параллелограмма нашел последователей только в Восточной Европе.

Единая картина мира

Фрагментарность библейской кочевнической мифологии стала источником интереса к (натур)философским трудам античности, в которых картина гораздо более обширного мира была целостной. Совмещение науки и религии - дело тонкое: философскую рефлексию и познание мира объявили средством искупления первородного греха. Мысль работает: отчего происходят приливы? ветры? почему в море вода соленая? что породило климатические пояса? В Лондоне ведут таблицы высоты приливов. Поиск естественных причин естественных явлений закономерно возник в общем русле рационализации познания в Западной Европе. К XII веку в Европе закончена шестивековая разработка христианского образа мира.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше о технологиях >>>

Синергетическая парадигма современной экономической теории
Прошедший ХХ век оставил в наследство человечеству множество нерешенных проблем. Сегодня на планете каждый шестой человек голодает, каждый пятый не получает должного медицинского обслуживания, каждый четвертый не имеет достаточного образования, каждый третий пребывает в опасных ...

Об ориентационном взаимодействии спиновых систем
В предыдущей статье [1] при анализе результатов экспериментов по изучению ядерного магнитного резонанса в системе ядерных спинов [2, 3] был сделан вывод о несводимости обнаруженного в экспериментах спин-спинового взаимодействия к теплообмену, а также к электрическому или магнит ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512