Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Принципы диалектического метода познания

Из требования объективности рассмотрения объекта вытекает необходимость брать предмет как самостоятельно существующую реальность в условиях ее бытия. Такими условиями являются многообразные связи объекта с другими вещами. Связью является такое отношение между двумя явлениями, когда изменение одного из них необходимо предполагает определенное изменение другого. И наоборот, изолированность есть такое отношение между явлениями действительности, когда изменение одного из них не затрагивает других явлений. Все явления находятся между собой в состоянии взаимосвязи и изолированности. Они связаны в одних отношениях и не связаны в других. Связь и изолированность всегда существуют вместе, являются необходимыми сторонами всякого конкретного отношения между явлениями действительности. Лишь определенная система взаимодействий вещи с другими вещами делает ее тем, чем она является, то есть определенным устойчивым материальным образованием, обладающим соответствующим набором свойств. "Чтобы действительно знать предмет, - надо охватить, изучить все его стороны, все его связи и "опосредования" (9). Постичь все стороны полностью невозможно, но стремление к этому ориентирует субъект на получение как можно большей информации об объекте.

На определенном этапе возникает потребность выделить такое качество исследуемой вещи, которое позволяет объединить все другие ее качества, установить существующую между ними связь. Раскрыв основное качество вещи, субъект, исходя из него, начинает объяснять одно за другим все ее качества, представляя их в виде особых состояний данного единого качества, различных форм его проявления. Одностороннее рассмотрение вещи превращается во всестороннее ее осмысление. Принцип всесторонности выступает, таким образом, сначала в виде требования выделения как можно большего числа качеств. Затем это требование превращается в свою противоположность - выделяется одно, основное качество, после чего оно снова переходит в требование рассматривать все качества вещи, но не одно рядом с другим, а в органической взаимосвязи между собой и с основным ее качеством.

Рассмотрим, например, такую ТС, как электродвигатель. При работе он создает крутящий момент на валу, выделяет тепло, вибрирует и т.д. Обычно нас интересует только одно качество - создание крутящего момента. Однако при создании, допустим, вибростенда электродвигатель привлечет нас как источник вибрации. Выделив главное, наиболее интересующее нас свойство, функцию или группу функций, мы можем построить модель системы, в которой возможности отдельных функций как бы скрыты.

Такой же смысл имеет и всестороннее исследование взаимодействия в ТС, например, в матричной форме. В этом случае рассматриваемая ТС делится на элементы, которые выписываются вдоль осей матрицы. Тело матрицы заполняется знаками, обозначающими характер взаимодействия пары элементов. Взаимодействие может быть полезным, вредным или нейтральным. Возможно также построение в виде графа. Выявление взаимодействий элементов показывает нам их недостатки, которые не позволяют полностью реализовать полезную функцию.

Принцип восхождения от частного к общему и обратно, (единство индукции и дедукции).

При исследовании объекта субъект выявляет как общие свойства, так и единичные, присущие только данному объекту. Исторически познание развивается от единичного к общему, от осознания объекта, так единичного, к выявлению у него общих свойств, установлению его тождества с другими объектами.

Движение от единичного к общему является первой стадией познания любого объекта. Хотя стадия эта и не приводит к выявлению его сущности, а лишь фиксирует, закрепляет в понятиях те или иные общие свойства и связи исследуемого объекта, она абсолютно необходима, миновать ее нельзя. Дорога к сущности идет через нее, т.к. только в рамках данной стадии определяется общее из отдельного. Общее при всей его односторонности является ключевым звеном, через которое только и можно проникнуть внутрь вещей, познать их сущность.

Таким образом, в процессе познания объекта необходимо устанавливать присущие ему свойства и связи путем восхождения от единичного к общему и обратно. На основе принципа единства индукции и дедукции осуществляется определение возможных направлений изменения ТС. Суть подхода - в переходе от реально существующего объекта к его обобщенной, идеализированной модели, и дальнейшем разворачивании возможных конкретных вариантов реализации этой обобщенной модели.

В практике МПНТР этот подход реализуется, например, с помощью оператора "идеальный конечный результат" (ИКР), в основе которого лежит понятие об идеальной ТС. Идеальная ТС - абстрактное понятие, реализующее в себе предел развития данной ТС. Каждая система имеет определенный вектор своего развития, направленный на удовлетворение общественных потребностей. В соответствии с этим наиболее существенная тенденция прогрессивного развития ТС состоит в повышении возможностей удовлетворения потребностей общества. Наиболее желательными являются те системы, которые обеспечивают получение полезного результата без всяких затрат. Этот предельный случай можно назвать абсолютно идеальной ТС. Понятие абсолютно идеальной ТС позволяет выделить те стороны реальной системы, улучшение которых является необходимым.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Немного больше о технологиях >>>

Применение гидролокатора бокового обзора для прокладки и контроля положения подводного трубопровода
При эксплуатации подводных участков нефте- и газопроводов необходимы регулярные технические инспекции для контроля состояния тела трубы и ее опор. Предлагаемая технология обследования подводного трубопровода с использованием гидролокатора бокового обзора характеризуется высокой ...

Антенна излучающая
К одной из важнейшей научно-технической проблеме современности можно отнести освоение водного пространства. Освоение океана повлекло множество технических проблем. Одной из них являлась невозможность заглянуть в глубины океана, узнать особенности дна, наличие и особенности ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512