Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Механизмы сознания

Безусловные рефлексы

Какие-то "достоверные" знания и умения даны существу от рождения. Какова природа первичных навыков? Как существо может получить их без обучения? В течение развития зародыша все его органы приобретают определённую форму и структуру. С самого начала глаза уже настроены видеть, а рука - хватать. Эти первичные функции можно назвать безусловными инстинктами. Возможно и мозг имеет некоторые безусловные инстинкты, то есть жизненно необходимые знания. Если они оказываются полезными, то такая особь с большей вероятностью выживет и даст потомство. Кроме этого, мозг способен к самообучению. Если эта способность достаточно развита, то особь будет быстрее адаптироваться к окружающим условиям, и вероятность выживания тоже возрастает. Вообще-то все органы, имеющие нервную систему, могут переучиваться. Но мозг делает это лучше.

Обычно слова "врождённые рефлексы" относятся к моторной (мышечной) системе. Телёнок от рождения умеет стоять. Может быть, и мозг имеет врождённые рефлексы, но в отличие от других органов, они ему не требуются. Во-первых, потому что он не имеет прямой связи с объектным миром и, во-вторых, потому что он может всему научиться.

Например, не все детали поведения бабочки, которая ищет другую бабочку по запаху, могли быть предусмотрены генетически потому, что окружающий мир содержит больше информации, чем любая генетическая структура. Для такого поиска требуется координация всех систем организма, а этим заведует мозг. Мозг вынужден (и способен) обучиться управлять системами организма, чтобы удовлетворить его врождённые потребности. Врождённым является не сложное поведение во всех деталях, а биологические, жизненно важные потребности организма. Вместе с тем, поведение и ощущения, исходящее не от мозга, а от органов, могут быть врождёнными. Например, особый запах другой бабочки является привлекательным и без обучения.

Правильные первичные инстинкты закрепляются путём естественного отбора. Бабочка ищет по запаху другую бабочку. Не найдёт - у неё не будет потомства. Учителем оказывается естественный отбор. Эти первичные знания имеют жизненно важный, проверенный тысячелетиями смысл. На эти твёрдые знания вполне могут опираться последующие смыслы и логические умозаключения, возникающие при обучении и при творческой работе.

Безусловные рефлексы и жизненно важные биологические потребности лежат в основании иерархии смыслов, которая развивается у воспринимающего существа по мере накопления жизненного опыта.

Смысл объектов

Если самообучающаяся система преднамеренно создана с нулевыми знаниями, то она сначала не может выделить никаких объектов из своих ощущений. Эта способность развивается по мере накопления опыта.

Рассмотрим множество всех мыслимых объектов, которые представляют собой "формы сознания". Некоторые из них отражают реальные объекты, некоторые - это чистые формы сознания, некоторые - формы подсознания. Это множество содержит всё, что представимо внутренними средствами нервной системы.

ЦНС и просто нервная система - это единая система организма, поддерживающая обработку информационных потоков для обеспечения работы сознания. Различные "формы сознания" обрабатываются едиными средствами. Отдельный нейрон не может знать общего процесса, в котором он участвует. Поэтому для нервной системы нет разницы между неосознаваемыми и осознаваемыми формами. Но для нас такая разница есть. Почему мы осознаём некоторые "мыслимые объекты" и не осознаём другие? Например, я осознаю то, что вижу, но не осознаю, какой гормон надо бы дополнительно выработать в моём организме. Хотя оба информационных процесса на нейронном уровне равноправны и обслуживаются одной и той же нервной системой.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Немного больше о технологиях >>>

Особенности советской и американской науки
Что мы имели? Сейчас много пишется о разрушении советской науки, о тяжелом положении, в котором оказались ученые и научные сотрудники бывшего СССР. И это действительно так. Чтобы разобраться в этом, рассмотрим хотя бы схематически организацию советской науки. Одной из к ...

Основные концепции классической физики XIX века
Становление классического естествознания Социально-экономические и политические условия развития науки в XIX веке в разных странах не были одинаковыми. И хотя эти условия не всегда благоприятствовали развитию науки, для XIX века в целом характерен бурный рост научных ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512