Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Механизмы сознания

Рыбка, увидев тень птицы, плывёт в свою норку под камень. При этом она дрожит, "подзывая мальков". Укрытие в норке - это не совсем автоматическое действие. Она научилась хорошо ориентироваться вблизи норки благодаря своей способности к обучению. Рельеф дна, расположение камней и растений не могли быть генетически запрограммированы. А дрожание "от страха" - это безусловный рефлекс. Из этого примера нельзя заключить, что рыба осознаёт себя. Хотя из того, что она способна к самообучению, следует, что она обладает сознанием.

Можно поставить специальный эксперимент, в котором эта же рыба должна одновременно выполнять два "выученных" действия, которые при обучении не были ассоциированы друг с другом. Если это получится, то придётся признать, что у неё есть свобода воли и осознавание, хотя бы и в небольшой степени.

Постановку эксперимента в общем виде можно представить как последовательность обучений с заключительным испытанием, подобно тому, как выполняется эксперимент по проверке способности к самообучению.

Это испытание можно применить и к машине, претендующей на обладание сознанием.

Итак, если объект обладает сознанием, то есть способен обучаться, и может одновременно выполнять два логически не связанных сознательных действия, то из этого следует, что у него есть субъективно воспринимаемая им свобода воли, а, значит, и осознавание себя и субъективные ощущения.

Применение теста к человеку

Если я не помню какого-то эпизода из своей жизни, когда мне было 20 лет, то это не значит, что тогда я не осознавал себя. Если я не помню подробностей первой недели своей жизни, то я не могу утверждать, что тогда я не осознавал себя. Значит, я не могу быть уверен, что я не осознавал себя и за 4.5 месяца до моего рождения.

Конечно, я не могу вернуться в прошлое, но если меня интересует вопрос о том, осознавал ли я себя в возрасте 1 неделя, то можно попробовать протестировать других младенцев. Если тест надёжный, то я узнаю что-то интересное о себе, так как, в принципе, я от них ничем не отличался.

Благодаря свободе своей воли человек может и не захотеть участвовать в этом тесте. Поэтому неудачный результат теста не доказывает отсутствия свободы воли.

Порядок исполнения теста на осознавание

Сначала подбираем стимулы и реакции. Доказываем, что эти реакции выполняются одним сознательным мотором, то есть, что перед нами одно существо. Это нужно потому, что два сознательных существа легко могут выполнять два сознательных действия одновременно. Но при этом каждое из них может быть не осознающим. Далее, доказываем, что это существо способно переучиваться и отвечать по-разному на одни и те же стимулы. И, наконец, доказываем, что оно может выполнять два сознательных действия одновременно.

Первый тест на самообучение.

1) Находим такие 4 воздействия A, B, C, D, на которые существо отвечает заметными и различающимися реакциями a, b, c, d. Хотя бы две из этих реакций физически могут выполняться одновременно. Пусть это будут реакции a и b.

2) Приучаем существо к событию CA, так, что на C оно реагирует как на A (предвидит A). Обозначим результат обучения словами "из C следует a".

3) Приучаем существо к событию CB, так, что из C следует b.

4) Если этот тест на самообучение проходит, следовательно, на входные стимулы A, B, C реагирует одно сознательное существо.

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Немного больше о технологиях >>>

Экспериментальное исследование нелинейных эффектов в динамической магнитной системе
Цель нашей работы заключалась в экспериментальном исследовании физических эффектов, возникающих в системе с вращающимися постоянными магнитами [1] и изучении сопутствующих эффектов. Построенную нами экспериментальную установку будем далее по тексту называть конвертором. Вся лаб ...

Почему “организм” этики отторгает эмбриональные стволовые клетки
В первые годы начавшегося века в центре внимания научной, медицинской и просто широкой общественности, безусловно, находится все, что связанно с возможностями лечения стволовыми клетками (СК). Во многих публикациях помимо раскрытия медицинских аспектов новых технологий, котор ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512