Биосфера и ноосфера В.И. Вернадского
В.И.Вернадский (1863–1945)
Рождение современной науки и научного метода связывают с революцией Коперника - Галилея - Ньютона. Именно тогда, накануне эпохи Просвещения, зародилось научное мировоззрение, которое позднее получило название рационализм (от лат. ratio - разум). Рационализм сформировался в XVII-XVIII вв., ему наука обязана своим взлетом в XIX в., да и большинством научных достижений в нашем. В основе классического рационализма XVIII в. лежало представление о мироздании как о некоем механизме, который действует по четко определенным и неизменным законам. Этот механизм был однажды запущен, и его дальнейшее функционирование раз и навсегда определено. В мире царствует жесткий детерминизм, а человек – не более чем посторонний наблюдатель, не способный что-либо изменить и существенно вмешаться в однажды предначертанный ход событий, но наделенный способностью познавать эти законы и использовать их в собственных интересах. Такую концепцию особенно четко сформулировал английский философ Френсис Бэкон (1561-1626), который считал необходимым познание законов Природы для того, чтобы иметь возможность ставить их на службу человечеству. В этот период наука в европейском мире стала играть совершенно новую роль. Она перестала быть уделом отдельных «посвященных» или предметом удовлетворения личного любопытства, она «вышла из монастырей», и ее развитие превратилось в важнейшую функцию общества. Люди занимались наукой, конечно, и до эпохи Просвещения и пользовались приобретенными знаниями. Но никогда раньше она не рассматривалась как источник могущества, власти над Природой. Итак, в XIX в. произошло окончательное размежевание наук. Прежде всего это естественные науки, далее - науки об обществе, его развитии и самом Человеке. Все эти дисциплины развивались самостоятельно; считалось, что каждая из них существует как бы сама по себе и подчиняется своим собственным законам. За истинно научные принимались только те знания, которые не зависели от человека, считавшегося лишь посторонним наблюдателем. Несмотря на огромные успехи науки в XVIII-XIX вв. и создание на ее основе новых образцов техники, приведших постепенно к переустройству всего жизненного уклада людей, концепция рационализма стала подвергаться критике. Ограниченность и противоречивость классического рационализма отмечали ученые и философы. Один из величайших мыслителей, И.Гете, писал, что всегда существуют два вопроса: зачем и как. Наука занимается только вторым, отмечал он. Еще более резко выразился русский писатель В.Ф.Одоевский: «Европейский рационализм нас лишь подвел к вратам истины, но открыть их он не сможет».
В России во второй половине XIX в. возникло своеобразное умонастроение, называемое теперь русским космизмом. Это течение, которое в философии было представлено целым рядом таких блестящих умов, как И.Киреевский, Вл.Соловьев, Н.Федоров, П.Флоренский, Н.Лосский, а в литературе Л.Толстым, Ф.Достоевским и многими другими, не было школой в научном понимании. Это было именно умонастроение широких кругов русской демократической интеллигенции. Вот его основные черты: Человек – составная часть Природы; Человека и Природу следует не противопоставлять друг другу, а рассматривать их в единстве; Человек и все, что его окружает, – частицы единого (в этом контексте не так уж важно, что у одних это Бог, а у других - Вселенная). Не случайно идеи русского космизма оказались близкими для многих естествоиспытателей и ученых (К.Циолковский, Д.Менделеев, И.Сеченов и др.).
Несмотря на всю пестроту этого течения, именно в его рамках зародилось понимание неизбежности противоречий между Разумом, Природой, Человеком и окружающей средой. И вместе с ним пришло понимание ответственности Разума за отыскание путей разрешения этих противоречий и того, что их неразрешение может привести человечество к катастрофе. Возникли идеи совершенствования нравственного начала, создания некоего нового мирового правопорядка, актуальность которого возросла в наше время на фоне грандиозных достижений естественных наук, техники и технологии. Новый правопорядок и новая моральная основа человеческого общества – необходимые условия дальнейшего развития цивилизации, всего человеческого рода. В наше время, в самом конце XX в., подобное эмоциональное восприятие технической цивилизации и урбанизации, предчувствие надвигающегося морального кризиса, характерное для космистов, превращается в реальность. Она диктует нам необходимость создания высокой морали взаимоотношений между народами, доброго отношения к себе и Природе.
Немного больше о технологиях >>>
Эскиз к портрету биологической эволюции
История
развития биологии сродни интеллектуальному детективу. Сначала –
феноменологические дебри, несистемное накопление знаний, затем первые попытки
систематизации. Когда стало ясно, что мир развивается, появились эволюционные
гипотезы. Они отражали отдельные звенья этого слож ...
Методология науки
«Эксперимент не может подтвердить теорию,он
может лишь опровергнуть ее».
А.Эйнштейн
Во все времена задача науки была неизменна -
изучение мироздания с целью выявления существующих закономерностей, что само по
себе уже предполагает существование таких закономерностей и поз ...





