Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Штрихи к истории развития физики

Когда речь заходит о взаимоотношении церкви и науки, то нельзя обойти молчанием процессы над Джордано Бруно и Галилео Галилеем. И хотя эти процессы по времени относятся уже к эпохе Возрождения, они несут в себе все основные черты Средневековья.

Казнь Джордано Бруно видится варварством, но сама Римско-католическая церковь имеет по этому поводу другое мнение. Образ Джордано Бруно в истории ассоциируется с образом мученика науки, и мало кто знает, что он пострадал не за науку, а за оккультизм. Кроме того, Джордано Бруно был монахом, а с них спрос у Римской церкви несколько иной.

Джордано Бруно, итальянский мыслитель эпохи Возрождения (1548 - 1600), по своим убеждениям был философом пантеистом. Для него Бог и Вселенная - одно и то же бытие. Конкретно Джордано Бруно выступал против геоцентрической системы мира Птолемея, которая господствовала в те времена в теологии почти безраздельно, и противопоставлял ей гелиоцентрическую систему мира Н. Коперника. Более того, он дополнял и развивал гипотезу Коперника идеями о бесконечности Вселенной во времени и пространстве и о множественности миров.

Джордано Бруно, магистр богословия, был монахом ордена доминиканцев, но затем был вынужден покинуть орден и бежать, поскольку его философские убеждения шли в разрез с догматами Римско-католической церкви. Некоторое время он жил в Швейцарии, Франции, Англии и Германии. После возвращения в Италию в 1592 г. Джордано Бруно был арестован и выдан Римской инквизиции и после семилетнего заключения казнен на костре.

На следствии Джордано Бруно не отрицал, что его учение расходится с догмами христианства. Согласно стенограмме допроса обвиняемый отвечал: "Я считаю, что все эти тела (звезды) суть миры, без числа, образующие бесконечную совокупность в бесконечном пространстве, называющемся бесконечной Вселенной, в которой находятся бесконечные миры. Отсюда косвенно следует, что истина учения его находится в противоречии с верой .”

Конкреция инквизиции признала, что его положения еретичны и противны католической вере ., но если Джордано Бруно отвергнет их, как таковые, пожелает отречься и проявит готовность, то пусть будет допущен к покаянию с надлежащими наказаниями ." Однако Джордано Бруно не раскаялся, и трибунал объявил его " нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком .". Перед смертью Джордано Бруно писал: "Смерть в одном столетии дарует жизнь во всех веках грядущих” и последние слова его перед казнью были: "Я умираю мучеником добровольно".

До самого последнего времени отцы Римско-католической церкви отстаивали "законность" казни Джордано Бруно. В середине XX века кардинал Меркати, например, утверждал: "Церковь могла, должна была вмешаться и вмешалась: документы процесса свидетельствуют о его законности . Если приходится констатировать осуждение, то основание его следует искать не в судьях, а в обвиняемом".

Великий итальянский ученый, Галилео Галилей (1564-1652) также вошел в противоречие с Римско-католической церковью ввиду признания им еретического учения Коперника. Для начала Галилею со стороны кардинала Беллармино (одного из самых ученых теологов и потому одного из самых опасных и жестоких инквизиторов) был предложен некий компромисс. Кардинал высказывал стороннику Галилея монаху Паоло Фоскарини свою точку зрения: тот, кто написал "Восходит Солнце и заходит, и к месту своему возвращается, был не кто иной, как царь Соломон, . который не только говорил по Божьему вдохновению, но и был человеком, превосходящим всех мудростью, . и всю мудрость получил от Бога, значит совершенно невероятно, чтобы он утверждал вещь, противную доказанной истине или истине, могущей быть доказанной ." Потому, если сказать, что предложение о движении Земли и неподвижности Солнца позволяет представить все явления лучше, чем принятие эксцентриков и эпициклов, то это будет сказано прекрасно и не влечет за собой никакой опасности. Для математика этого вполне достаточно. Но утверждать, что Солнце в действительности является центром мира и вращается только вокруг себя, не передвигаясь с востока на запад, что Земля стоит на третьем небе и с огромной быстротой вращается вокруг Солнца, - утверждать это очень опасно. И не только потому, что это означает возбудить всех философов и теологов-схоластов, это значило бы нести вред святой католической вере, представляя положения Святого Писания ложными.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше о технологиях >>>

Проблемы квазистатической электродинамики
В работах [1], [2] мы показали, что условием выполнения градиентной инвариантности (эквивалентность калибровки Лоренца и кулоновской калибровки) является жесткое ограничение на источники полей в уравнениях Максвелла. Заряды и токи в этих уравнениях должны перемещаться со скорос ...

В поисках инерцоида
Многие века люди относились к массивным телам как своеобразным складам движения – сколько в них вложишь, столько и вернешь. Но вот родилась дерзкая надежда превратить склады в источники: нельзя ли так пошевелить грузами на тележке, чтобы та поехала сама собой, за счет внутренни ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512