Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Роль моделей в естественных науках

Всем известно явление, называемое "шаровой молнией". Шаровая молния многократно наблюдалась, имеются ее фотографии и описание ее свойств очевидцами. Имеется масса моделей различного уровня сложности, которые описывают некоторые черты этого явления. Несмотря на это, физическая сущность шаровой молнии сегодня неизвестна.

В качестве второго примера рассмотрим движение специальных "ресничек", покрывающих внутренние стенки дыхательных путей человека. Реснички представляют собой выросты специальных клеток. Их длина около 10 микрон и диаметр около 1,5 микрона. Они совершают упорядоченные движения в виде волн на поверхности слоя ресничек. Основная физиологическая задача, выполняемая ресничками,- осуществление транспорта слизи и инородных тел вдоль дыхательных путей и их удаление из дыхательного тракта. Механизм "управления" движением этих миллионов ресничек, обеспечивающий их упорядоченное движение и зависимость интенсивности этого процесса от количества слизи или веса инородных частиц, в настоящее время неизвестен. В этом примере у "участников движения" отсутствует интеллект, отсутствуют нервные сигналы, не изменяется их электрический потенциал и т.д. По- видимому, взаимодействие осуществляется через внешнюю жидкую среду, но модели такого взаимодействия сегодня отсутствуют, и не видно даже подходов к ее разработке.

В научной деятельности на такого рода необъяснимые факты смотрят как на некоторый "вызов" науке и верят в то, что совершенствование моделей или обнаружение новых явлений или эффектов позволит дать объяснение этим фактам. При преподавании или при популяризации науки о таких фактах предпочитают умалчивать, предпочитая не подрывать представления о всесильности человеческого разума.

Наряду с этим известен ряд необъяснимых фактов, по существу связанных с тайной Божественного Творения. Эти факты мы называем чудесами (например, появление изображения на Плащанице Господа Иисуса Христа, загадочные свойства крови святого Януария, мироточение икон, наконец, свойства святой воды и др.). Верующие люди воспринимают чудеса как чудеса и поклоняются им как явлениям, связанным с Божественным Промыслом. С другой стороны, ученые стремятся проникнуть в тайну чудес и пытаются объяснить их на базе современных научных представлений.

Итак, с помощью моделей, созданных человеком, мы стремимся познать тайны Божественного Творения, законы бытия и развития внешнего мира. На этом пути нам открывается прекрасная картина окружающего нас мира, удивительная по своей красоте и "разумности". Человеческое сознание часто становится в тупик перед совершенством форм и явлений, наблюдаемых во внешнем мире и не осмысливаемых современной наукой. Выявление таких необъяснимых фактов всякий раз дает нам понять, что познание всегда будет ограничено рамками моделей, и, поэтому, успехи развития науки не должны формировать в людях представления о всесильности человеческого разума.

Мы видим, что мотивация научной деятельности лежит в области религиозных устремлений человека.

Разработка основополагающего аппарата науки - моделей явлений - опирается на мировоззрение ученого, его представления о внешнем мире. Поэтому любая серьезная наука не отделима от религии ( если хотите материализм, атеизм и т.д. - это тоже религии) и выводы ученого, хочет он того или нет, всегда связаны с его религиозными и мировоззренческими представлениями. Сама научная мотивация связана с верой в то, познание явления возможно. Вопрос о том, насколько те или иные мировоззренческие представления ученого влияют на его успехи в науке, очень важен. Речь здесь конечно не о том, что верующий или неверующий ученые будут получать разные данные в одном и том же опыте, а о том, какие выводы делает ученый из анализа своих моделей, и о социальном значении этих выводов.

Отсюда следует, что и процесс обучения неразрывно должен быть связан с духовно- нравственным воспитанием и выработкой мировоззрения школьника, если мы хотим воспитать в процессе обучения активную, творческую личность, реализующую свой потенциал во благо человеку и человечеству.

Для такого духовно-нравственного воспитания нужна мировоззренческая основа, которой владеет и стремится передать ученикам учитель.

Ясно, что такой мировоззренческой основой не может быть прагматическое, культивируемое на Западе, а также сегодняшние попытки воспитать в человеке чувство зависимости его благосостояния от некоторой «удачи».

С другой стороны, Россия веками жила на мировоззренческой основе Православия. На этой основе развивалась великая русская культура и, в частности, русская наука, внесшая колоссальный вклад в мировую науку.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше о технологиях >>>

Опыты Саньяка, Майкельсона – Гаэля, Миллера
Анализ результатов опытов Эйхенвальда и Вильсона дает основания утверждать, что, по крайней мере, в электродинамике движение относительно эфира всегда сопровождается вполне наблюдаемыми явлениями, соответствующими скорости такого движения. Не лишенным смысла поэтому оказывается ...

Энергетическая оценка эффекта Махариши
Эффект Махариши – это влияние трансцендентальной медитации (ТМ) на жизнедеятельность немедитирующих людей (подробнее об этом см. «Эффект Махариши»). В общем виде эффект Махариши можно сформулировать как влияние одного процесса жизнедеятельности одних людей на другой процесс жиз ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512