Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Основы фотографии. Фотохимические реакции

Но все-таки фотоэмульсия пленки отличается от фотоэмульсии бумаги, так же, как и процессы их обработки. Во-первых, красная граница ФХР фотопленки приходится на пограничную область между красным и инфракрасным излучениями, так что реакция идет при освещении светом любого цвета. Эмульсия фотобумаги имеет красную границу ФХР между красным и оранжевым участками спектра. Вследствие этого фотобумага красного света «не боится», что позволяет производить фотопечать не в абсолютной темноте, а при несильном красном освещении. Во-вторых, время «возбуждения» реакции в эмульсии фотобумаги значительно больше, чем в эмульсии фотопленки (обычно от полсекунды до нескольких секунд, а то и до нескольких десятков секунд). Это сделано специально, поскольку длительность экспозиции фотобумаги определяет человек, а ему просто невозможно отмерять очень маленькие интервалы времени, скажем, 1/30 с.

Теперь перейдем к цветной фотографии. Как начальную стадию она включает в себя черно-белую фотографию: «обычная» эмульсия задает контуры изображения и насыщенность нужного цвета будущего цветного изображения. (Например, чем больше металлического серебра останется на месте будущего изображения красного цвета, тем ярче, насыщеннее будет этот красный цвет.) На цветной пленке имеются еще и три цветных слоя (так называемых основных цветов - красного, синего и зеленого). При засвечивании светом определенного цвета ФХР идет в соответствующем цветном слое. Сложные цвета образуются путем наложения в разных пропорциях друг на друга основных цветов, подобно тому, как получается цветное изображение на экране телевизора. При обработке фотопленки серебро «обычной» черно-белой эмульсии из пленки выводится, т.к. оно свою роль сыграло.

Обработка цветной пленки, конечно же, сложнее, чем черно-белой, поскольку добавляются такие стадии и процессы, как вторичная засветка, цветное проявление, отбеливание, не говоря уж о дополнительных промывках. При обработке обратимых (слайдовых) пленок требуется еще и специальное прекращение первого (черно-белого) проявления. Реактивы здесь более едкие и ядовитые. Более того, надо выдерживать достаточно строго время обработки в каждом процессе, в особенности температуру раствора. Например, температура цветного проявителя должна быть 25 ± 0,25 °С. Ошибешься всего на полградуса – изображение получится неестественного желтого оттенка. Так что дело это очень хлопотное и требует аккуратности, терпения и опыта. Недаром человеческая мысль пришла к автоматизации всех этих процессов.

Структуру цветной фотопленки можно продемонстрировать учащимся при помощи нехитрого наглядного пособия. Берем ненужный цветной слайд (позитив, но можно воспользоваться и негативом) и кладем его эмульсией вверх. С него в нескольких местах соскабливаем один, два или три слоя. Самый верхний слой – красный (на негативе - зеленый). Его частички надо аккуратно приклеить на участок с полностью снятой эмульсией, и на просвет будет видно, что они темно-красные (темно-зеленые). Никак иначе структуру и цвет верхнего слоя не показать. А вот синий и зелено-голубой (на негативе - желтый и оранжево-коричневый) слои можно увидеть, если сделать более или менее глубокие соскобы на эмульсии. После подготовки кадр вставляем в слайдовую рамочку и демонстрируем учащимся с помощью диапроектора, как обычный слайд.

Негатив цветной пленки, как известно, получается в дополнительных цветах. Если учащиеся немного ознакомлены с теорией дополнительных цветов, то о цвете, получаемом на негативе при съемке данного объекта, можно спросить и их самих, пусть подумают. Опыт показывает, что обязательно кто-нибудь в классе догадается: то, что на самом деле красное, на негативе – зеленое, что в действительности желтое, на негативе – фиолетовое и т.д. Сто1ит спросить учеников, допустимо ли при цветной фотопечати слабое красное освещение. Они обычно сразу же соображают, что нет, потому что это вызовет появление на фотобумаге зеленого цвета.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше о технологиях >>>

Особенности советской и американской науки
Что мы имели? Сейчас много пишется о разрушении советской науки, о тяжелом положении, в котором оказались ученые и научные сотрудники бывшего СССР. И это действительно так. Чтобы разобраться в этом, рассмотрим хотя бы схематически организацию советской науки. Одной из к ...

Ламинарное и турбулентное течение вязкой жидкости
Вязкость. Коэффициент вязкости. Слоистое движение жидкости, возникающее при сильном влиянии трения. Воздействие статического давления на твердые тела, находящиеся в поле течения. Вязкий поток. Число Рейнольдса. ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512