Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Основы фотографии. Фотохимические реакции

Но все-таки фотоэмульсия пленки отличается от фотоэмульсии бумаги, так же, как и процессы их обработки. Во-первых, красная граница ФХР фотопленки приходится на пограничную область между красным и инфракрасным излучениями, так что реакция идет при освещении светом любого цвета. Эмульсия фотобумаги имеет красную границу ФХР между красным и оранжевым участками спектра. Вследствие этого фотобумага красного света «не боится», что позволяет производить фотопечать не в абсолютной темноте, а при несильном красном освещении. Во-вторых, время «возбуждения» реакции в эмульсии фотобумаги значительно больше, чем в эмульсии фотопленки (обычно от полсекунды до нескольких секунд, а то и до нескольких десятков секунд). Это сделано специально, поскольку длительность экспозиции фотобумаги определяет человек, а ему просто невозможно отмерять очень маленькие интервалы времени, скажем, 1/30 с.

Теперь перейдем к цветной фотографии. Как начальную стадию она включает в себя черно-белую фотографию: «обычная» эмульсия задает контуры изображения и насыщенность нужного цвета будущего цветного изображения. (Например, чем больше металлического серебра останется на месте будущего изображения красного цвета, тем ярче, насыщеннее будет этот красный цвет.) На цветной пленке имеются еще и три цветных слоя (так называемых основных цветов - красного, синего и зеленого). При засвечивании светом определенного цвета ФХР идет в соответствующем цветном слое. Сложные цвета образуются путем наложения в разных пропорциях друг на друга основных цветов, подобно тому, как получается цветное изображение на экране телевизора. При обработке фотопленки серебро «обычной» черно-белой эмульсии из пленки выводится, т.к. оно свою роль сыграло.

Обработка цветной пленки, конечно же, сложнее, чем черно-белой, поскольку добавляются такие стадии и процессы, как вторичная засветка, цветное проявление, отбеливание, не говоря уж о дополнительных промывках. При обработке обратимых (слайдовых) пленок требуется еще и специальное прекращение первого (черно-белого) проявления. Реактивы здесь более едкие и ядовитые. Более того, надо выдерживать достаточно строго время обработки в каждом процессе, в особенности температуру раствора. Например, температура цветного проявителя должна быть 25 ± 0,25 °С. Ошибешься всего на полградуса – изображение получится неестественного желтого оттенка. Так что дело это очень хлопотное и требует аккуратности, терпения и опыта. Недаром человеческая мысль пришла к автоматизации всех этих процессов.

Структуру цветной фотопленки можно продемонстрировать учащимся при помощи нехитрого наглядного пособия. Берем ненужный цветной слайд (позитив, но можно воспользоваться и негативом) и кладем его эмульсией вверх. С него в нескольких местах соскабливаем один, два или три слоя. Самый верхний слой – красный (на негативе - зеленый). Его частички надо аккуратно приклеить на участок с полностью снятой эмульсией, и на просвет будет видно, что они темно-красные (темно-зеленые). Никак иначе структуру и цвет верхнего слоя не показать. А вот синий и зелено-голубой (на негативе - желтый и оранжево-коричневый) слои можно увидеть, если сделать более или менее глубокие соскобы на эмульсии. После подготовки кадр вставляем в слайдовую рамочку и демонстрируем учащимся с помощью диапроектора, как обычный слайд.

Негатив цветной пленки, как известно, получается в дополнительных цветах. Если учащиеся немного ознакомлены с теорией дополнительных цветов, то о цвете, получаемом на негативе при съемке данного объекта, можно спросить и их самих, пусть подумают. Опыт показывает, что обязательно кто-нибудь в классе догадается: то, что на самом деле красное, на негативе – зеленое, что в действительности желтое, на негативе – фиолетовое и т.д. Сто1ит спросить учеников, допустимо ли при цветной фотопечати слабое красное освещение. Они обычно сразу же соображают, что нет, потому что это вызовет появление на фотобумаге зеленого цвета.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше о технологиях >>>

Применение световода на уроках физики
Школьник понимает физический опыт только тогда хорошо, когда он его делает сам. Но еще лучше он понимает его, если сам делает прибор для эксперимента. П.Л.Капица Физический эксперимент... Постановка его на уроке позволяет учителю не только подробно рассмотреть физические я ...

О выборе рациональных размеров сегнетоэлектрического рабочего тела импульсного генератора напряжения
В статье рассматривается генератор электрического напряжения, преобразующий энергию механического удара в электрическую энергию. Основным элементом рассматриваемого генератора является сегнетоэлектрическое рабочее тело, по которому в процессе функционирования генератора движетс ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512