Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Что же делать?

Понятно, что такая пассивная позиция проигрышна. Что же делать?

С детских лет мы познаем мир методом проб и ошибок (МпиО). Повзрослев, мы пользуемся этим привычным инструментом познания и развития, совершенно не обращая внимания на его мизерную эффективность. Мы ищем вдохновения, озарения, инсайта.

Ну что же, давайте вдохновимся процентов на 105, понюхаем навоза, как Крупп, задумаемся и попытаемся, например, усовершенствовать обычный бытовой кипятильник. Что нужно, чтобы читать по-японски? Естественно, изучать язык, стараться понять его правила и законы .

Неудачи подобных способов активизации мышления объясняли очень просто: акты творчества сугубо индивидуальны (Круппу нравится запах навоза, мне — нет, а кому-то все равно). А коли так — то и научить творчеству нельзя. Нужно пробовать и ошибаться каждому, самому.

В целом, резюмируя, можно сказать так: уже давно темпы роста научно-технического прогресса вошли в жестокое противоречие со способами поиска новых технических решений. Необходимо было искать новые подходы.

И такие способы были найдены.

Основу нашей работы составляет именно такой, объективный подход — Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — сформированная российским исследователем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Начало работы — г.Баку, 1946 год, первая публикация — 1956 г.

Вернемся к аналогии с японским языком. Можно его изучить? Да, конечно. — Что для этого надо? Надо ли "копаться в голове" у японцев, выяснять, что они нюхают, что едят, чтобы понять закономерности японского языка? — Нет, надо брать учебники, словари и работать, работать . А как же быть с новаторством, с творчеством в других областях человеческой деятельности? Как изобретать в технике? Как выявить ее законы? Как изобретать в бизнесе? В педагогике? В медицине? Начнем с техники. Г.С. Альтшуллер взял на себя колоссальный труд: он проанализировал более 100 тысяч изобретений, расклассифицировал их и путем тщательного анализа выявил основные закономерности развития технических систем. Он ничего не выдумал "из головы". Можно сказать, что Г.С.Альтшуллер изобрел, точнее, открыл — своеобразный "язык", описывающий развитие техники и правила его использования, составил "словари" и "самоучители" для нас с Вами. По ним уже выучились тысячи изобретателей во всем мире. Самое главное (и самое привлекательное!) в ТРИЗ — ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ. Любой нормальный человек может изучить ТРИЗ и эффективно использовать полученные знания и методы в своей работе. Конечно, это потребует времени, упорства и настойчивости. Ничуть не меньше, чем научиться по самоучителю игре на гитаре. Но зато потом .

Основной постулат ТРИЗ: технические системы появляются и развиваются по определенным объективным законам. Эти законы выявлены путем изучения больших массивов информации. В рамках ТРИЗ отобраны и проанализированы наиболее целесообразные подходы к поиску нового, их можно познать и сознательно использовать для целенаправленного развития техники, без множества пустых проб.

Краеугольные камни теории:

A. Объективность законов развития (технических) Систем;

B. Понятие Противоречия: улучшение одного свойства обязательно ведет к ухудшению другого.

Условно можно разделить ТРИЗ на две большие части:

A. решательные механизмы, используемые для решения конкретных задач совершенствования техники;

B. механизмы развития технических (а теперь уже и не только технических) систем и самого человека-решателя.

Таким образом, ТРИЗ — наука, направленная на разработку и практическое применение эффективных методов решения творческих задач, генерации новых идей и решений как в технике, так и в других областях человеческой деятельности.

На базе выявленных законов развития в ТРИЗ разработаны конкретные инструменты поиска новых идей: алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), комплекс стандартных решений изобретательских задач, типовые приемы устранения (разрешения) противоречий, а также методология прогнозирования развития технических и других систем. Оказывается, как это ни удивительно, что решения любых технических проблем — от задач совершенствования канализации до проектирования компьютеров и космических аппаратов — можно искать по одним и тем же правилам! И в каждом случае — без множества пустых проб и дорогостоящих ошибок, прицельно.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше о технологиях >>>

Основные концепции классической физики XIX века
Становление классического естествознания Социально-экономические и политические условия развития науки в XIX веке в разных странах не были одинаковыми. И хотя эти условия не всегда благоприятствовали развитию науки, для XIX века в целом характерен бурный рост научных ...

Электрические цепи с бинарными потенциалами
Рассматриваются электрические цепи c линейными элементами и диодами, не содержащие транзисторов. Все потенциалы в этих цепях принимают только два значения. Анализируются требования, которым должны удовлетворять такие цепи. Устанавливается соответствие между такими цепями и схем ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512