Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Академии наук

Академия – название некоторых научных учреждений и учебных заведений. Происходит от наименования местности близ Афин, где возникла платоновская Академия (ок. 387 до н.э.). Термин часто применяют к научным кружкам средневекового Востока.

Академия деи Линчеи

По примеру литературных академий в Италии возникли научные академии, оказавшие большое влияние на развитие и распространение науки и ставшие центрами научного прогресса.

В 1560г. Джован Баттиста Порта организовал в Неаполе первую физическую академию – Academia secretorum naturae (Академия тайн природы). Но, по всей вероятности, это не была настоящая академия с соответствующими органами и статутом, а скорее периодические собрания в доме Порты любителей различных отраслей знания: науки, магии, астрологии.

Совсем другой характер имела Accademia dei Lincei (Академия деи Линчеи, буквально – Академия «рысьеглазых»), основанная в 1603г. Федерико Чези (1585 .1630) вместе с голландцем Иоганном Гекком (итальянизированная фамилия – Эккио), Франческо Стеллути (1577 .1651) из Фабриано и Анастасио де Филиисом из Терни. Целью этой Академии было изучение и распространение научных знаний в области физики. Ее гербом служила рысь, которой приписывался столь острый взгляд, что он проникает сквозь предметы; над рысью был расположен девиз «sagacius ista» (эта быстрейшая разумом). Академия, первое заседание которой состоялось в Риме 17 августа 1603г., сразу же подверглась яростным нападкам родителя Федерико Чези, человека грубого, презиравшего всякие исследования; ему удалось заставить прервать заседания в 1604г. В 1609г. Федерико Чези преобразовал Академию, пригласив войти в ее состав новых членов – итальянцев и иностранцев, и в первую очередь Галилея, который дал согласие на вступление в Академию 25 апреля 1611г.

Между 1609г. и 1630г., т.е. годом смерти Чези, Академия процветала и постоянно выступала с открытой защитой учения Галилея. В этот период она опубликовала важные научные работы, из которых упомянем «Историю и доказательства, касающиеся солнечных пятен» (1613) и «Пробирщика» (1623) Галилея.

Попытки поддержать деятельность Академии после смерти Чези ни к чему не привели. В 1745г. и затем в 1795г. ее пытались преобразовать, в 1802г. переименовали в Accademia dei Nuovi Lincei (Новая Академия деи Линчеи), а двумя годами позже вернулись опять к прежнему названию – Академия деи Линчеи. Академия с трудом просуществовала до 1840г. и была распущена папой Григорием XVI. В 1847г. папой Пием IX Академия была восстановлена под названием Accademia Pontificia dei Nuovi Lincei (Новая папская академия деи Линчеи), а в 1870г. преобразована в Reale Accademia dei Lincei (Королевская академия деи Линчеи). Ее научный уровень повысился главным образом благодаря работам Квинтино Селлы (1827 .1884). В 1939г. она слилась с распущенной Итальянской академией и, наконец, в 1944г. преобразована в Accademia Nazionale dei Lincei (Национальная академия деи Линчеи).

Лондонская и парижская академии

Вернувшись в 1644г. в Англию из Италии, Бойль стал инициатором объединения энтузиастов нового научного направления. Эти «виртуозы», как он их называл, образовали ту «невидимую коллегию», которая с 1645г. начала свою деятельность в Лондоне и Оксфорде и вскоре стала столь авторитетной научной организацией, что в 1660г. была официально признана Карлом II и преобразована в Royal Society for the Advancement of Learning (Королевское общество для развития знания). С того времени и до наших дней Королевское общество с завидным постоянством всегда тесно связано с историей науки в Великобритании.

Учреждение Королевского общества побудило французских ученых сплотиться в Париже в Academic des Sciences (Академия точных наук), основанную в 1666г. министром Кольбером; ей было вменено в обязанность никогда не говорить « .на заседаниях ни о религиозных таинствах, ни о государственных делах. И если иногда и говорится о метафизике, морали, истории или грамматике, пусть даже мимоходом, то лишь в той мере, в какой это относится к физике и к отношениям между людьми».

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше о технологиях >>>

Применение световода на уроках физики
Школьник понимает физический опыт только тогда хорошо, когда он его делает сам. Но еще лучше он понимает его, если сам делает прибор для эксперимента. П.Л.Капица Физический эксперимент... Постановка его на уроке позволяет учителю не только подробно рассмотреть физические я ...

Стратегия «золотой середины»
Выработанная веками народная мудрость, правило поведения или закон природы? Ниже я постараюсь показать, что это такой же универсальный закон природы как, скажем, закон всемирного тяготения. Понятие золотой середины далеко не ново. О нем писали еще Конфуций (551...479 до н.э. ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512