Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Эволюция представлений о Вселенной

Кеплер отверг все три предложенные ему модели и построил собственную. Он проверял свои построения наблюдениями и беспощадно отбрасывал все, что не выдерживало критической проверки. Марс был особенно труден, и Кеплер в 1609 г. предложил для него сначала овальную, а затем и эллиптическую орбиту, и открыл тем самым Первый закон, который поглотил круговые орбиты и эпициклы:

Орбиты планет суть эллипсы, в одном из фокусов которых находится Солнце.

Отрезок, соединяющий планету с Солнцем, получил название радиус-вектора.

Второй закон сохранил принцип равномерного движения по орбите в таком виде:

Радиус-векторы заметают равные площади в равные времена.

Третий закон, объединивший всю систему планет, открылся Кеплеру в 1618 г.:

T1^2 : T2^2 = D1^3 : D2^3

Здесь Т - периоды обращения планет 1 и 2 вокруг Солнца, D - средние расстояния планеты от Солнца (точнее - большие полуоси орбит).

Кеплер подчинил траектории, скорости и расстояния планет от Солнца арифметическим законам. Центр Кеплер соотнес Отцу, поверхность - Сыну, пространство - Святому духу (Впрочем, Ньютон считал Солнце населенным.). Не будем останавливаться на фантастических "физических" причинах движения планет, изложенных в сочинении Кеплера "НОВАЯ АСТРОНОМИЯ, основанная на причинных связях, или ФИЗИКА НЕБА, выведенная из изучения ДВИЖЕНИЙ ЗВЕЗДЫ МАРС, основанных на наблюдениях БЛАГОРОДНОГО ТИХО ДЕ БРАГЕ".

В переписке с Галилеем Кеплер укрепил его в приверженности к гелиоцентрической модели мира.

Кеплер превратил вычислительную модель в теоретическую картину нашего уголка мира.

Ньютон сделал следующий шаг: создал теоретическую картину всего мира на основе идеи всемирного тяготения, объединив в ней образы и вычислительные процедуры.

Авторство гелиоцентрической системы - в линии Пифагор - Аристарх - Коперник - Кеплер - Ньютон - Эйнштейн принадлежит, конечно, Кеплеру.

Наше преимущество в том, что мы видим ретроспективу. Наша беда в том, что мы считаем ее перспективой. Каждая картина мира - неотъемлемая часть общекультурного контекста своей эпохи, а не "вклад в общее дело познания мира".

Геоцентрическая картина мира одновременно - и преимущественно - является картиной эгоцентрической, картиной, наполняющей Вселенную человеческим смыслом, а Человека - вселенским. Гелиоцентрическая картина мира лишила человека не только центральной роли в мироздании, но и открыла ему новый, бесконечный, холодный и равнодушный к нему мир - мир науки. Квант эволюции науки лишил невежественного человека его опоры - абсолютной веры в наглядность как аргумент. Отчуждение от мира Homo profanus'а катастрофически возрастает с каждым успехом науки, поэтому он не любит науку - и правильно делает.

Мир обыденной жизни навсегда отделен от мира науки.

Как эволюционировала картина мира после Ньютона? Какова наглядная картина мира сегодня?

Резюме

Источником теорий является человеческое воображение. Теория не есть результат обобщения фактов; факты - средство опровержения, а не создания теорий. Из опыта, т.е. из наблюдений и экспериментов могут быть получены значения параметров теории, но не сама теория.

Что такое теория - объяснение глубинной сущности или внешнее описание? Что такое глубинная сущность? Что такое внешнее описание? "Что есть истина?"

В чем причина причинности?

* * *

Сядь, Джессика. Взгляни, как небосвод

Весь выложен кружками золотыми;

И самый малый, если посмотреть,

Поет в своем движенье, точно ангел,

И вторит юнооким херувимам.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8

Немного больше о технологиях >>>

Ламинарное и турбулентное течение вязкой жидкости
Вязкость. Коэффициент вязкости. Слоистое движение жидкости, возникающее при сильном влиянии трения. Воздействие статического давления на твердые тела, находящиеся в поле течения. Вязкий поток. Число Рейнольдса. ...

Применение световода на уроках физики
Школьник понимает физический опыт только тогда хорошо, когда он его делает сам. Но еще лучше он понимает его, если сам делает прибор для эксперимента. П.Л.Капица Физический эксперимент... Постановка его на уроке позволяет учителю не только подробно рассмотреть физические я ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512