Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Рождение электронной эры

Именно ум, способность к абстрактному мышлению, к созданию механических приспособлений, резко увеличивающих производительность труда, позволяют нам утверждать, что человечество есть следующий уровень развития биологического животного мира. Но в стремительном прогрессе последнего столетия (авиация, космос, освоение ядерной энергии) как-то незаметно прошел тот факт, что в недрах того же человечества зародился новый более высокий уровень сложных систем, если хотите цивилизации, основанный не на биологической основе, а на несравненно более высоком электронном принципе. Я имею в виду создание в конце 40-х годов 20-го столетия первой электронно – счетной машины.

Правда, в 50 .60 годы среди фантастов, да и ученых, разгорелись бурные дискуссии об электронном мозге, но большинство пришло к выводу, что компьютер не более, чем электронный калькулятор, может работать только по заданной программе и никогда с человеческим мозгом сравняться не в состоянии. Характерны высказывания на эту тему даже современных ученых. Так, доктор наук американец Глен Учи (Glenn I.Ouchi), составивший немало пакетов программ для компьютеров, в книге «Персональные компьютеры для научных работников» (Москва, «Мир», 1990г., стр.9) пишет:

«Компьютеры как таковые – это всего лишь глупые машины, они ничуть не более «интеллектуальны», чем консервные ножи».

Роботы с электронным мозгом неизменно (и до сих пор) изображаются некими слугами человека, могущими, в лучшем случае, выполнять его команды. Писатель-фантаст А.Азимов даже сформулировал «законы» робототехники, главным среди которых был таков: робот должен прежде всего спасать человека, а уже потом думать о себе.

Между тем за эти неполные 50 лет электроника стремительно развивалась, пройдя четыре поколения. Если первые громоздкие и медленные компьютеры были ламповыми, то второе поколение уже базировалось на транзисторах, третье – на интегральных схемах, а четвертое – на больших и сверхбольших интегральных схемах, на маленьких чипах, включавших в себя тысячи, десятки тысяч микронных элементов. Если первые компьютеры имели быстродействие порядка 100 операций в секунду (первый электронный калькулятор, сконструированный фирмой АйБиЭм в 1948г., имел 23000 реле, 13000 электронных ламп и выполнял одно умножение в секунду) и память в тысячу бит, то в настоящее время быстродействие компьютеров четвертого поколения подходит к миллиардам операций в секунду. Американский компьютер 4-го поколения «Crey J-90» выполняет 3,2 миллиарда операций в секунду и имеет память 4 миллиарда байт. Память лазерных компакт-дисков достигает нескольких миллиардов бит. Примерно каждые 3 .5 лет быстродействие и память компьютеров удваиваются, а габариты уменьшаются вдвое. За неполных 50 лет быстродействие и память увеличились в миллион раз. Если первый компьютер требовал для размещения комнату не менее 100 кв. метров, то нынешние модели персональных компьютеров можно разместить буквально в чемодане, а портативные – в портфеле или сумке.

На подходе 5-е поколение компьютеров, основанное на совершенно другом (световом) принципе работы, обещающее резкий скачок в быстродействии. Над этим усиленно работают во всех развитых странах мира, включая США, Японию, Западную Европу и Россию.

Более того, с 50-х годов бурными темпами стали развиваться область науки, называемая «искусственный интеллект», и отрасль инженерии, называемая «робототехника».

Роботы, руководимые компьютерами, могут, в определенной степени, распознавать зрительные образы, узнавать речь, корректировать свои движения, выполнять сложные работы. Создано огромное число самых разных программ, включая игры.

Программы порой столь совершенны, что в решении поставленных задач средний человек не может с ними тягаться. Например, есть программы, ищущие и доказывающие новые теоремы математической логики, а современные шахматные программы может не обыграть даже хороший гроссмейстер.

Искусственный интеллект и робототехника базируются на компьютерах и развиваются почти так же стремительно, как и компьютеры, ибо зависят от быстродействия и памяти последних. Быстро развивается и производство промышленных роботов.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше о технологиях >>>

Проблемы квазистатической электродинамики
В работах [1], [2] мы показали, что условием выполнения градиентной инвариантности (эквивалентность калибровки Лоренца и кулоновской калибровки) является жесткое ограничение на источники полей в уравнениях Максвелла. Заряды и токи в этих уравнениях должны перемещаться со скорос ...

Применение световода на уроках физики
Школьник понимает физический опыт только тогда хорошо, когда он его делает сам. Но еще лучше он понимает его, если сам делает прибор для эксперимента. П.Л.Капица Физический эксперимент... Постановка его на уроке позволяет учителю не только подробно рассмотреть физические я ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512