Многообразие проявлений причинно-следственных связей в материальном мире обусловило существование нескольких моделей причинно-следственных отношений. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

Физика чудес и загробного мира

Жизнь изобилует чудесами. Газеты и телевидение пестрят сообщениями об НЛО и о контактах с инопланетянами. Публикуются воспоминания Вольфа Мессинга, который легко читал чужие мысли на расстоянии. Вновь и вновь публикуются предсказания Нострадамуса. По радио читают Библию, в которой описывается как Иисус Христос ходил по воде, кормил досыта толпу людей тремя хлебами, воскресал сам и оживлял мертвых. Кашпировский и Чумак лечат людей и «заряжают» воду целебной энергией прямо с телеэкрана. Ури Геллер без особых усилий гнет ложки и ремонтирует часы и электробритвы, даже не прикасаясь к ним. Индийские гуру «материализуют» из ничего всякие предметы. Геологи находят месторождения полезных ископаемых, а археологи – древние клады с помощью простой проволочной рамки. Люди вспоминают под гипнозом, а иногда и в «здравом уме» свои «прошлые жизни», а исследования подтверждают, что они говорят правду! А люди, пережившие клиническую смерть, не сговариваясь между собой рассказывают, как видели со стороны (сверху) свое собственное тело и слышали разговоры врачей.

Где же реальность, где мистика, а где просто надувательство? Что говорит об этих чудесах уважаемая наука?

Наука находится в шпагате. Она старается укрепить все новыми экспериментами «непоколебимые» теории (напр. относительности) и «стандартные модели» (напр. Большого взрыва) и пытается объяснить новые, еще не объясненные факты с помощью этих теорий. Но факты, как известно, упрямая вещь. Они заставляют отказываться от устаревших догм. Для догматиков такие факты просто не существуют. Мыслящим же исследователям они приносят невыносимые страдания: так хочется сохранить девственность (верность «гениальным» теориям, воспринятым в студенческие годы) и одновременно получить удовольствие (первым объяснить таинственный факт, т.е. сорвать с него покрывало таинственности)!

Но так как эти два желания, увы, несовместимы, приходится периодически устраивать основательную ревизию своим знаниям, как это и рекомендовал в свое время Луи де Бройль (так что ревизионисты – люди вполне положительные, они не нравятся только догматикам). В этом мучительном процессе отделения зерен истинных знаний от плевел заблуждений может помочь предлагаемый мной простой «ключ к правде»: принцип четкого разграничения идеального, абсолютного с одной стороны и реального, относительного, т.е. сравнимого, с другой.

Дело в том, что наши сегодняшние знания, включая научные теории и модели, являются хаотической смесью из противоречащих друг другу абсолютных (идеальных, неограниченных, независимых) и относительных (сравнимых, конечных, взаимозависимых, т.е. связанных между собой) представлений.

Однако абсолютное (напр. абсолютный нуль температуры, абсолютная пустота, абсолютно твердое, абсолютно черное или абсолютно прозрачное тело, идеальное зеркало, идеальный преобразователь одного вида энергии в другой, т.е. вечный двигатель, и т.д.) никогда не наблюдалось и не было обнаружено или достигнуто в экспериментах. К тому же абсолютное противоречит принципу причинности, оно рвет причинно-следственные связи (напр. абсолютно твердое тело совершенно не деформируется, на нем не остается следов воздействий на него). «Мыслить значит сравнивать» – сказал неизвестный, но несомненно гениальный философ. Абсолютное же несравнимо, оно блокирует мышление (что, кстати, с древних времен очень умело использует церковь).

Если мы хотим оставаться на почве реальности, мы должны признать, что абсолютное в реальном мире не существует (а лишь в голове, в воображении, в математике). Прослеживая историю под этим углом зрения, можно убедиться, что в процессе развития человечества доля его абсолютных представлений постепенно уменьшается и заменяется относительными, сравнимыми, причинно связанными, целостными представлениями. Теория биологической эволюции, например, является целостной, а «теория творения» нет, так как включает в себя абсолютные «компоненты» с неизвестными параметрами и происхождением. Человечество постепенно, методом проб и ошибок, приближается к Истине (подробнее в статье «Стратегия золотой середины»). Кто говорит «все в мире относительно», не имеет права одновременно признавать идеальное, абсолютное в качестве реально существующего, так как это взаимоисключающие утверждения.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше о технологиях >>>

Основные концепции классической физики XIX века
Становление классического естествознания Социально-экономические и политические условия развития науки в XIX веке в разных странах не были одинаковыми. И хотя эти условия не всегда благоприятствовали развитию науки, для XIX века в целом характерен бурный рост научных ...

Обработка резанием
Обработка резанием является универсальным методом размерной обработки. Метод позволяет обрабатывать поверхности деталей различной формы и размеров с высокой точностью из наиболее используемых конструкционных материалов. Он обладает малой энергоемкостью и высокой производительно ...

Галерея

Tехнологии прошлого

Раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Модель, объективно отражая определенную сторону связи, имеет границы применимости, за пределами которых ее использование ведет к ложным выводам, но в границах своей применимости она должна обладать не только образностью.

Tехнологии будущего

В связи с развитием теплотехники ученые в прошлом веке пришли к простому, но удивительному закону, потрясшему человечество. Это закон (иногда его называют принцип) возрастания энтропии (хаоса) во Вселенной. technologyside@gmail.com
+7 648 434-5512